Deprecated: Methods with the same name as their class will not be constructors in a future version of PHP; GP_Code_Widget has a deprecated constructor in /var/www/www-root/data/www/lifesnew.ru/wp-content/themes/news/inc/cat-widget.php on line 9
Позор «Пуэбло». Как американский флот испытал самое большое унижение |
Главная » Общество » Позор «Пуэбло». Как американский флот испытал самое большое унижение

Позор «Пуэбло». Как американский флот испытал самое большое унижение

Непобедимая армада

Военно-морской флот является гордостью США, инструментом проведения внешней политики и укрепления своих интересов во всем мире.

Мощные авианосные группы, атомные подводные лодки, эсминцы, оснащенные по последнему слову техники – казалось бы, тягаться с этой силой не может никто.

Этот образ непобедимости и несокрушимости старательно закрепляется как заявлениями американских политиков, так и американской пропагандой.

О своих проколах и неудачах американцы рассказывают куда менее охотно. Исключением является Перл-Харбор, но лишь потому, что последующая война с Японией позволила взять американцам убедительный реванш.

Зато американские военные моряки не любят вспоминать инцидент 1988 года у берегов Крыма, когда корабли ВМФ США «Йорктаун» и «Кэрон», забравшиеся в советские территориальные воды были вытеснены из них советскими кораблями силой, и были вынуждены убраться восвояси с существенными повреждениями.

Но эпизод в Крыму – это мелочь по сравнению с главным унижением в истории американских ВМФ. Унижением, которое непрерывно продолжается вот уже 47 лет. И нанесено это унижение американцам было морями … Северной Кореи.

Сухогруз, ставший разведчиком

Американское военное судно «Пуэбло», изначально носившее название FP-344, было спущено на воду в 1944 году, и первые двадцать лет своей биографии занималось доставкой грузов армейским частям США на Филиппинах.

В 1966 году поставили на капитальный ремонт с целью переоборудования его в разведывательный корабль. Именно тогда FP-344 и получил имя «Пуэбло» в честь одного из американских городов.

О том, что «Пуэбло» – судно-разведчик, до отказа напичканный новейшей аппаратурой радио- и радиотехнической разведки, знал только узкий круг лиц. Для остальных это было мирное океанографическое судно.

В мае 1967 года комиссия ВМФ США приняла корабль после ремонта, и капитаном его был назначен 38-летний лейтенант-коммандер Лойд Бушер, опытный и умелый моряк. Экипаж «Пуэбло» составлял 6 офицеров, 70 рядовых и сержантов и несколько гражданских специалистов.

6 ноября 1967 года «Пуэбло» взял курс на печально известный Перл-Харбор. После отдыха на этой базе ВМФ он пришел в японский порт Йокосука, место базирования американских кораблей.

Миссия при Цусиме

18 декабря 1967 года капитан Бушер получает секретный приказ: не позднее 8 января 1968 года убыть из пункта базирования Сасебо, проследовать Цусимским проливом в Японское море, где и находиться в назначенном районе с 10 по 27 января.

Перед «Пуэбло» были поставлены задачи наблюдения и разведки за восточным побережьем КНДР, отслеживания деятельности кораблей Тихоокеанского флота СССР в Цусимском проливе, а также «определения реакции Северной Кореи и Советского Союза на ведение кораблем разведки в Японском море и Цусимском проливе».

У Лойда Бушера вопросы по приказу. Дело в том, что поход «Пуэбло» был охарактеризован командованием как «неопасный», вследствие чего прикрытие других судов ему не полагалось. Капитан «Пуэбло» знал, что предыдущий корабль –разведчик, работавший в том же районе, получал поддержку двух эсминцев и авиации, поскольку его поход считался «опасным».

От Бушера командование отмахнулось, сказав что-то вроде «приказы не обсуждают, а выполняют».

Бушер взял под козырек и 11 января 1968 года «Пуэбло» вышло в плавание из бухты Сасебо.

Разоблачение

Поначалу плавание шло вполне спокойно, экипаж судна осуществлял работы по плану. 21 января в трех милях от «Пуэбло», прошел малый противолодочный корабль, который, как показалось команде разведчика, ни малейшего интереса к ним не проявил.

Но на следующий день к «Пуэбло» приблизились два северокорейских траулера, которые стали ходить вокруг разведчика кругами. Капитан Бушер понял, что его, как разведчика, что называется «засекли».

Но поскольку находился он в нейтральных водах и приказа на прекращение миссии не имел, то продолжил выполнять приказ. При этом Бушер доложил в штаб, что обнаружен. В штабе радиограммы приняли к сведению, но не более.

«Пуэбло», всю ночь на 23 января пролежав в дрейфе в 25 милях от побережья Северной Кореи, утром двинулся в направлении острова Йо До.

В этот момент Бушеру доложили, что к ним приближается малый противолодочный корабль КНДР. Вслед за ним к «Пуэбло» подтянулись четыре северокорейских торпедных катера, над районом пролетели истребители ВВС КНДР.

Некуда бежать

Корейцы с помощью флажного семафора потребовали указать национальную принадлежность судна. В ответ Бушер приказ передать сигнал «Ведутся гидрографические работы».

Не получив ответа, капитан северокорейского судна передал: «Застопорить ход, или открываю огонь». После этого над «Пуэбло» был поднят флаг США, но судно ход не застопорило.

Дело в том, что по американской версии, «Пуэбло» находился в 15,8 милях от берега, то есть в нейтральных водах, в то время как северокорейцы утверждали, что разведчик «влез» в территориальные воды КНДР.

За кораблями США привычка залезать, куда не надо, замечена давно, и от этого недостатка американские моряки не избавились по сей день.

Как бы то ни было, «Пуэбло» начал убегать, а северокорейские моряки бросились его догонять.

Бушер понимал, что его самые худшие опасения сбываются, и дал радиограмму в штаб с просьбой о помощи. Ему ответили: самолеты на поддержку высланы, корабли идут.

Если американские самолеты и высылались к месту событий, то к развязке они не успели. Малый противолодочный корабль КНДР был хорошо вооружен, а «Пуэбло», маскировавшийся под океанографическое судно, был почти безоружен. Корейцы, устав бегать за разведчиком, открыли предупредительный огонь, а затем и обстреляли палубу американского корабля.

«Пуэбло» застопорил ход. В это время его экипаж жег секретные документы и пытался вывести из строя разведывательную аппаратуру. Но на судне этого добра было такое количество, что избавиться от него можно было только одним способом – затопив судно. Капитан Бушер на это не пошел – то ли надеялся выпутаться, то ли его не прельщало купание в январе месяце.

Как только северокорейцы подали сигнал «Следовать за мной для приемки на борт лоцмана», «Пуэбло» вновь запустил моторы, и попытался еще раз оторваться.

На сей раз терпение у моряков КНДР кончилось. После нового, более ожесточенного обстрела, капитан Бушер понял, что уйти ему не дадут, а скорее потопят вместе со всем экипажем. В этот момент на борт «Пуэбло» с корейских торпедных катеров уже пыталась проникнуть абордажная команда.

Капитан Бушер, не дождавшись помощи, сдался. Обстрел «Пуэбло» и так обошелся экипажу разведчика в одного убитого и девять раненых.

Корейский трофей, советский улов

«Пуэбло» под конвоем северокорейских судов был доставлен в порт Вонсан. Экипаж сняли с корабля и отправили во временный лагерь для военнопленных.

Президент США Линдон Джонсон был в ярости. К берегам Северной Кореи срочно отправили до зубов вооруженную авианосную группу ВМФ США во главе с атомным авианосцем «Энтерпрайз». Правда, там же, с интересом наблюдая за американцами, находились и боевые корабли Тихоокеанского флота ВМФ СССР.

А в Агентстве национальной безопасности США и Группе безопасности американского флота рвали на себе волосы, с ужасом пытаясь представить, что из секретного оборудования и документов все-таки попало к северокорейцам, а, следовательно, вскоре окажется и у специалистов Москве.

Как потом оказалось, попало многое. Настолько, что захват «Пуэбло» можно сравнивать с захватом в годы Второй Мировой войны союзниками немецкой шифровальной машины «Энигма».

Благодаря аппаратуре, захваченной на «Пуэбло», советским криптографам удалось расшифровать более миллиона сообщений ВМС США.

Американские официальные лица в первые дни после захвата делали громкие угрожающие заявления, требуя немедленного освобождения судна и экипажа, и принесения от лица КНДР официальных извинений.

Кто должен извиняться?

24 января в пункте Панмунчжон Корейской демилитаризованной зоны начались переговоры между представителями США и КНДР. Американский контр-адмирал Джон Виктор Смит изложил требования властей США, на что его визави генерал Пак Чунг Гук лишь улыбнулся. Ответное заявление северокорейского генерала содержало позицию Пхеньяна: экипаж не будет освобожден, пока правительство США не извинится за проникновение в территориальные воды Северной Кореи и ведение там разведывательной деятельности.

Американцы продолжали угрожать: в Южную Корею перебрасывались все новые подразделения, в Соединенных Штатах начался набор резервистов на военную службу, заявления американских военных, казалось, свидетельствовали о том, что вот-вот по КНДР будет нанесен удар.

Так продолжалось около двух недель, пока авианосец «Энтерпрайз» вместе с кораблями сопровождения не ушел от северокорейских берегов.

В США поняли: угрозами северокорейцев, уже переживших одну войну с США, не запугать, а начинать вооруженный конфликт, в который неизбежно втянутся СССР и Китай, из-за корабля-разведчика – чистое безумие.

Трибунал с последующим разоблачением

Американская сторона утверждала, что с моряками «Пуэбло» в плену обращались жестко: плохо кормили, били, даже пытали. Именно этим объясняли в США «чистосердечное признание», написанное в северокорейской тюрьме капитаном Бушером.

Американские моряки пробыли в северокорейском лагере почти год. Лишь в декабре 1968 года правительство США договорилось с властями КНДР – в обмен на официальные американские извинения экипаж «Пуэбло» вернут домой.

В 11:30 по местному времени 23 декабря 1968 года в пункте Панмунчжон американских моряков передали представителям США и властям Южной Кореи.

Моряков «Пуэбло» встречали как героев, но командование флота решило отдать капитана Бушера под трибунал. Его обвинили в сдаче корабля врагу, что произошло в ВМФ США впервые за 160 лет.

На самом деле адмиралов взбесило то, что Бушер написал письмо президенту, в котором рассказал всю историю рокового похода, поведал о своих опасениях, проигнорированных командованием, и вообще осветил ту сторону жизни американского флота, которую не принято показывать обывателям.

Когда «дело Бушера» начали разбирать следователи, подтвердилась не только правота капитана, но и вскрылись и другие интересные факты. Смета, выделенная на ремонт «Пуэбло», была урезана вдвое, гидрокомпас и рулевая машина вообще не были отремонтированы, а экипаж разведывательного корабля укомплектовали на треть новобранцами.

Взорвать же секретную аппаратуру Бушер не мог физически, ибо средствами для такого подрыва «Пуэбло» не оборудовали.

Трибунал, тем не менее, намеревался вынести Бушеру обвинительный приговор, но тут дело своей властью прекратил командующий американским флотом Джон Чаффи. Сам адмирал объяснял это тем, что Бушер уже свое отсидел – у корейцев. Но скорее всего командующий просто испугался дальнейшего вылезания наружу правды о действительном состоянии деле на великом и могучем флоте США.

Аттракцион в Пхеньяне

А сам корабль «Пуэбло» так и остался в КНДР, где одно время просто стоял в порту Вонсана, а теперь перемещен в Пхеньян, где с 1995 года выполняет функции развлекательного аттракциона для туристов и местных жителей. Число его посетителей за это время приближается к миллиону.

А теперь о том самом позоре протяженностью в 47 лет. Дело в том, что «Пуэбло» так и не был исключен из состава ВМФ США. Поэтому этот корабль по сей день является единственным кораблем американских ВМФ, находящимся в плену у другого государства.

Василий Красильников 5 March 2015
Общество
Просмотров: 265
пока нет комментариев

Следующая статья:

На ту же тему
Также обсуждают новости:
Поделитесь своим мнением

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.

Свежие записи
 Выберите язык страницы
 Реклама
Letyshops [leads]
© 2019 ·   Log in Наверх